«Полыковичская криница» (д. Полыковичи Могилевского района)

Полыковичская криница — чудесный источник с древней и богатой историей. Родник известен с XVI века, когда и селение Полыковичи, и криница принадлежали могилевскому старосте Станиславу Кезгайло. Шло время. Менялись хозяева этих земель, неизменной оставалась лишь криница, давшая свою живительную влагу жителям. По сути, она всегда была центром духовной и культурной жизни окрестных деревень.

Считается, что первые люди поселились на территории теперешней деревни Полыковичи еще до нашей эры, а в летописи Полыковичи попали в 1501 году. На то время эта деревня называлась не Полыковичи, а Полуйковичи. От слова полуйка — так когда-то называли жменю вытертого льна.

Сначала село находилось во владении Станислава Кезгайлы. Примерно в середине XVI века Полыковичи стали собственностью государства. А где-то в XVII веке уже принадлежали князю Казимиру Синицкому. Считается, что этот князь построил в деревне очень красивый дворец. Правда, сегодняшнего дня он не сохранился.

Полыковичи с давних времен славились своим святым родником. Наибольшую известность источник приобрел в начале XIX века, когда хозяином имения стал граф Римский — Корсаков. При нем над криницей был сооружен каменный грот. После того, как возле криницы граф построил часовню во имя Святой Параскевы-Пятницы, сюда, в 8-10-ю пятницу после православной Пасхи, когда воде источника приписывались особые целебные свойства, съезжались тысячи людей из Могилева, ближних и дальних окрестностей. Здесь устраивали массовые крестные ходы и молебны. Эти дни назывались Полыковичскими пятницами. Считается, что после 1866 года в Полыковичскую церковь — часовню Святой Параскевы — была перенесена частица мощей Святой великомученицы Параскевы, привезенная из Афона.

Житие Параскевы повествует о том, что будущая великомученица была дочерью богатых родителей, которая в юности уверовала в Христа и вела аскетический образ жизни. По обвинению в христианстве ее привели на суд к правителю области, который предлагал жениться на ней, если она отречется от Христа. Параскева отказалась, и ей отрубили голову. Позже Церковь причислила Параскеву к лику святых великомучеников.

Наибольшую известность Полыковичский источник приобрел в начале XIX века, когда хозяином имения стал граф Римский-Корсак(ов). При нем над криницей был сооружен каменный грот, покрытый оцинкованным железом, а в источник опущен сруб, обитый цинком. Отсюда ключевая вода по трубам направлялась в специальный бассейн. Вмещал он 100 ведер воды, и уже оттуда ее разбирали местные жители.

На рубеже XIX-XX веков считалось, что каждая женщина или девушка в радиусе 100 километров обязана была побывать на Полыковичской кринице. Параскева-Пятница считалась хранительницей очага, покровительницей брака, женщин и девушек. Паломницы начинали собираться у родника накануне дня почитания Параскевы-Патницы, в четверг вечером. В тот день работал паром, который перевозил людей с левого берега Днепра к кринице. В церкви шла служба, а в притворе дьяки писали на бумаге длинные списки: «за здоровье», «за вспомин», «за скотину». Тут же продавались восковые фигурки овечек, коров, коней, частей человеческого тела. Их покупали и сразу же несли в жертву кринице. В нее на счастье часто бросали монеты, серьги и кольца. Все пили воду из криницы и наполняли ею сосуды. Многие шли из дома натощак, чтобы вечером выпить целебной воды. Некоторые богомолки собирали со дна криницы камешки. Потом дома ими выпаривали горшки или другую посуду, в которой хранилось молоко. Делалось это для того, чтобы к скотине не приставало никакое лихо, и коровы давали больше молока. В Полыковичах собиралось много нищих и бездомных (иногда до 300 человек), которые громко, стараясь перекричать друг друга, пели псалмы. Паломницы покупали у мещанок из Шклова баранки и одаривали ими нищих. Богомолки ночевали в липовой роще и на лугу, но обычно не спали. Везде горели костры, ночь проводили в разговорах и заводили новые знакомства. Утром в церкви снова проходила служба, после которой, во время крестного хода к кринице, собиралось до 10 тысяч человек. У источника проходило водоосвящение («водяная оправа»). После полудня все возвращались домой.

Когда-то возле родника стояла деревянная церковь. Но в советское время, в 30-х годах XX века, церковь была закрыта. Говорят, что именно тогда был убит батюшка этого прихода. На его теле насчитали 17 ножевых ран.

Когда началась война в 1941 году, то люди отстроили эту деревянную церковь, отремонтировали ее, принесли иконы. Всю войну в этой церкви шли богослужения. После войны церковь не закрывали. Но в начале 70-х годов здесь случился пожар и церковь сгорела. Виноватым сделали местного кочегара, а как было на самом деле — никто не знает.

Несколько лет назад здесь построили новенькую кирпичную церковь. Храм освятили в честь Святой Троицы.

Image00001
Image00002
Image00003
Image00004
Image00005
Image00006
Image00007
Image00008
Image00009
Image00010
Image00011
Image00012
Image00013
Image00014
Image00015
Image00016
Image00017
Image00018
Image00019
Image00020
Image00021
Image00022
Image00023
Image00024
Image00025
Image00026
Image00027
Image00028
Image00029
Image00030
Image00031
Image00032
Image00033
Image00034
Image00035
Image00036
Image00037
Image00038
Image00039
Image00040
Image00041
Image00042
Image00043

Метки: Могилевский район