«Полыковичская криница» (д. Полыковичи Могилевского района)
Полыковичская криница — чудесный источник с древней и богатой историей. Родник известен с XVI века, когда и селение Полыковичи, и криница принадлежали могилевскому старосте Станиславу Кезгайло. Шло время. Менялись хозяева этих земель, неизменной оставалась лишь криница, давшая свою живительную влагу жителям. По сути, она всегда была центром духовной и культурной жизни окрестных деревень.
Считается, что первые люди поселились на территории теперешней деревни Полыковичи еще до нашей эры, а в летописи Полыковичи попали в 1501 году. На то время эта деревня называлась не Полыковичи, а Полуйковичи. От слова полуйка — так когда-то называли жменю вытертого льна.
Сначала село находилось во владении Станислава Кезгайлы. Примерно в середине XVI века Полыковичи стали собственностью государства. А где-то в XVII веке уже принадлежали князю Казимиру Синицкому. Считается, что этот князь построил в деревне очень красивый дворец. Правда, сегодняшнего дня он не сохранился.
Полыковичи с давних времен славились своим святым родником. Наибольшую известность источник приобрел в начале XIX века, когда хозяином имения стал граф Римский — Корсаков. При нем над криницей был сооружен каменный грот. После того, как возле криницы граф построил часовню во имя Святой Параскевы-Пятницы, сюда, в 8-10-ю пятницу после православной Пасхи, когда воде источника приписывались особые целебные свойства, съезжались тысячи людей из Могилева, ближних и дальних окрестностей. Здесь устраивали массовые крестные ходы и молебны. Эти дни назывались Полыковичскими пятницами. Считается, что после 1866 года в Полыковичскую церковь — часовню Святой Параскевы — была перенесена частица мощей Святой великомученицы Параскевы, привезенная из Афона.
Житие Параскевы повествует о том, что будущая великомученица была дочерью богатых родителей, которая в юности уверовала в Христа и вела аскетический образ жизни. По обвинению в христианстве ее привели на суд к правителю области, который предлагал жениться на ней, если она отречется от Христа. Параскева отказалась, и ей отрубили голову. Позже Церковь причислила Параскеву к лику святых великомучеников.
Наибольшую известность Полыковичский источник приобрел в начале XIX века, когда хозяином имения стал граф Римский-Корсак(ов). При нем над криницей был сооружен каменный грот, покрытый оцинкованным железом, а в источник опущен сруб, обитый цинком. Отсюда ключевая вода по трубам направлялась в специальный бассейн. Вмещал он 100 ведер воды, и уже оттуда ее разбирали местные жители.
На рубеже XIX-XX веков считалось, что каждая женщина или девушка в радиусе 100 километров обязана была побывать на Полыковичской кринице. Параскева-Пятница считалась хранительницей очага, покровительницей брака, женщин и девушек. Паломницы начинали собираться у родника накануне дня почитания Параскевы-Патницы, в четверг вечером. В тот день работал паром, который перевозил людей с левого берега Днепра к кринице. В церкви шла служба, а в притворе дьяки писали на бумаге длинные списки: «за здоровье», «за вспомин», «за скотину». Тут же продавались восковые фигурки овечек, коров, коней, частей человеческого тела. Их покупали и сразу же несли в жертву кринице. В нее на счастье часто бросали монеты, серьги и кольца. Все пили воду из криницы и наполняли ею сосуды. Многие шли из дома натощак, чтобы вечером выпить целебной воды. Некоторые богомолки собирали со дна криницы камешки. Потом дома ими выпаривали горшки или другую посуду, в которой хранилось молоко. Делалось это для того, чтобы к скотине не приставало никакое лихо, и коровы давали больше молока. В Полыковичах собиралось много нищих и бездомных (иногда до 300 человек), которые громко, стараясь перекричать друг друга, пели псалмы. Паломницы покупали у мещанок из Шклова баранки и одаривали ими нищих. Богомолки ночевали в липовой роще и на лугу, но обычно не спали. Везде горели костры, ночь проводили в разговорах и заводили новые знакомства. Утром в церкви снова проходила служба, после которой, во время крестного хода к кринице, собиралось до 10 тысяч человек. У источника проходило водоосвящение («водяная оправа»). После полудня все возвращались домой.
Когда-то возле родника стояла деревянная церковь. Но в советское время, в 30-х годах XX века, церковь была закрыта. Говорят, что именно тогда был убит батюшка этого прихода. На его теле насчитали 17 ножевых ран.
Когда началась война в 1941 году, то люди отстроили эту деревянную церковь, отремонтировали ее, принесли иконы. Всю войну в этой церкви шли богослужения. После войны церковь не закрывали. Но в начале 70-х годов здесь случился пожар и церковь сгорела. Виноватым сделали местного кочегара, а как было на самом деле — никто не знает.
Несколько лет назад здесь построили новенькую кирпичную церковь. Храм освятили в честь Святой Троицы.
Метки: Могилевский район